Отчет о мото-разведке в Дагестане часть 2

В первый день мы проехали почти 180 км на эндуро мотоциклах и набрали 4600 по высоте. К концу первого дня спина начала болеть от постоянной тряски, руки немели на спусках, а к вечеру у Ильи уже не было сил даже выжимать сцепление.
Артём Коваль
Вышло так, что в первый день мы проехали почти 180 км на эндуро мотоциклах и набрали 4500 по высоте. К концу первого дня спина начала болеть от постоянной тряски, руки немели на спусках, а к вечеру у Ильи уже не было сил даже выжимать сцепление. Утром второго дня было понятно, что держать такой темп в разведках все дни невозможно. Поэтому были внесены определённые коррективы в план разведки и во второй день мы отправились в самый удаленный регион нашего развед-выезда - село Цуриб.
Первое, что нас поразило по пути - это Гунибское водохранилище. Дамба искусственного водоёма находилась в очень живописном месте. Скальные своды уходили ввысь прямо над головой на 300-400 метров, а венчала окраину водохранилища узкая теснина, сквозь которую был прорублен тоннель и проложена дорога. Следующая живописная локация, которая предстала перед нашим взором - остатки старой дороги проложенной прямо по скале. Позже на просторах интернета мне удалось кое-что найти об этой дороге. И вот, что там написано:

“Полтора века назад благодаря царскому семейству Романовых здесь была построена первая в Дагестане горная дорога, соединившая порт Петровск, названный позже Махачкалой, с горными районами. Курировал ее строительство в 1864-69 годах великий князь Михаил Николаевич Романов, сын Николая I и брат Александра II. До этого таких транспортных артерий в Дагестане попросту не было и местное население передвигалось в основном по козьим тропам на повозках, запряженных волами.

Строительство новой дороги, соединяющей порт Петровск с тогдашней столицей Дагестана - Темир-Хан-Шурой (ныне город Буйнакск), было связано с присоединением Дагестана к Российской империи и внесло большой вклад в активное развитие этого региона.
В память об этом знаковом строительстве на смотровой площадке с прекрасным видом на Махачкалу, расположенной на Буйнакской трассе, была установлена стела, где указаны имена князя Михаила Николаевича Романова, командующего войсками генерал-адъютанта Мелихова и других участников этой великой стройки.”
Скоро мы прибыли в финальную точку - село Цуриб, нашли подходящий двор, чтобы оставить машину под присмотром, и в беседе с хозяином дома узнали о достопримечательностях района, одна из которых, как считал хозяин, намного интересней чем очень популярные среди туристов останки аула-призрака Гамсутль. Хозяин дома сообщил нам координаты места и название населенного пункта, рядом с которым оно находится. Было безумно интересно там побывать, но в наших планах было посещение самого высокого водопада Дагестана - Чирхалю.
Водопад Чирхалю
Заправив баки мотоциклов под завязку мы поехали на окраину села, откуда начиналась дорога по долине реки к водопаду. Собственно, кроме самого водопада по пути должны были открываться виды на заснеженные трёхтысячники Дагестана. Именно поэтому так привлекательно было посетить это место. Проехав около 10 км по долине, стало понятно, что для проведения велосипедных туров это место совершенно не подходит. Да, вокруг были красивые виды на бескрайние просторы, но чтобы увидеть заснеженные вершины Дагестана приходилось ехать по широкой пыльной дороге с большим трафиком встречного транспорта. Дорога отлично подходила для джип тура, но никак не для катания на горных велосипедах. Я остановил мотоцикл и принял решение ехать обратно.
Ещё когда мы выезжали из села Цуриб, я обратил внимание на ретранслятор, стоявший на одной из вершин. Когда мы ехали в обратную сторону, я увидел его вдалеке и сразу понял, что вот то место, откуда будут видны заснеженные трёхтысячники Дагестана. Петлявший по склону серпантин всё выше и выше поднимал нас к мачте ретранслятора. Выехав на хребет, я увидел идеальный склон для подъема к вышкам “в лоб”. Врубив третью я смело выкрутил ручку газа. Мотик рванул вперёд и бодро нес меня по травянистым склонам. За прошлый день я пообвыкся и прикатался к двухтактному зверю. Ручка газа уже не казалась мне такой страшной, плюс утром я немного перестроил положение сцепления и тормозов под себя, и именно в этот момент начал получать истинное удовольствие от управления байком. Бодро выскочив на верхнюю часть хребта, я обернулся и вдали увидел снежные шапки вершин. Но больше всего я обомлел от простиравшихся у моих ног бескрайних склонов. Дождавшись Илью я сказал, что хочу промчать по фрирайду и вернуться обратно. Илья не возражал. Я поехал по хребту настолько бодро, насколько позволяли мои навыки управления мотоциклом. Спускаясь петлями по склону я натолкнулся на прикольную тропу и поехал по ней. Тропа вывела меня к домикам и затем я вернулся на грунтовую дорогу, которая шла обратно к ретранслятору.
Спуск от ретранслятора я планировал совершить по другому склону, где на карте была обозначена грунтовая дорога. Немного проехав по хребту я без труда нашел нужное нам направление и это был, пожалуй, самый красивый спуск всей разведки. Узкая дорога шла по сосновому лесу плавным траверсом, грунт под колесами был приятный и мягкий. Ехать вниз было одно удовольствие.
Правда, примерно в середине спуска, нужно было форсировать вброд небольшой ручей. Илья сходу переехал ручей и сразу остановился. Мне некуда было деваться, я повернул руль чтобы его объехать и тут же упал в воду. Мотик взорвался ревом в облаке пара так как ручка газа попала между камней. Я поспешил заглушить мотор, поднял мотоцикл и снова чуть не свалился в воду. Камни были скользкие словно лёд. Перчатки у меня намокли, правая штанина тоже и я довольно сильно ударился локтем. После того как удалось вытащить мотик из воды, я ощупал локоть. На первый взгляд все было нормально: небольшой ушиб. На спуске в Цуриб было еще одно прикольное место - старый сад высаженный на рукотворных террасах. Я не стал упускать возможности и поехал сквозь сад по фрирайду.
Спустившись к машине мы стали думать, куда отправиться дальше. Соблазн посетить предложенное хозяином дома древнее село-крепость был велик, но в планах у нас было посещение аула-призрака Гамсутль. Более того, нужно было найти спуск в Гамсутль сверху, а не просто проехать по известной дороге туда и обратно. В общем, решили не отходить от намеченного плана, загрузили мотоциклы в пикап и поехали в Гамсутль.
Село-крепость Урух-Сота. Место, которое нам советовал хозяин дома.
Дорога заняла около часа и пролегала по очень красивой долине с видами на рукотворные террасы, которыми были покрыты все окружающие нас склоны гор. Доехав до парковки, мы перекусили, выгрузили мотики и поехали на разведку. Что было дальше сложно описать словами. Знаете, картинка, которая открывалась перед нами остаток развед-дня напоминала мне крутые видео с Ютуб, в которых прорайдеры мчат по бескрайним склонам на закате. Когда мы поднялись на хребет, откуда надо было найти тропу в Гамсутль солнце уже клонилось к горизонту. Я начал спускаться в направлении аула-призрака и скоро обнаружил тропу идущую прямо туда, куда мне было нужно. Примерно в это же время я заметил, что склон стал темным, так как находился на теневой стороне горы. Спускаться на мотоциклах в Гамсутль мы не стали. Цель была достигнута - тропа есть и она отлично подходила для спуска на велосипедах. Мы с Ильей решили снова выехать на хребет и поехать по дороге дальше, посмотреть куда она ведет и не зря! Катание по хребту на закате доставило массу позитивных эмоций, а дорога привела нас к чумовой обзорной точке, на которой стоял небольшой домик с верандой и мы непременно решили насладиться моментом, посидеть на смотровой и немного отдохнуть. Перекусив мы отправились обратно. На спуске усталость снова стала накрывать, а от гула мотоциклетного двигателя голова стала тяжелой и давило в виски. Ситуацию, как нельзя лучше, исправила чашечка крепкого кофе, которую нам предложила хозяйка кафе у парковки.
Мы попили кофе, пообщались с хозяйкой и отправились обратно в Шамилькала. Ужинали снова в турецком кафе Анталия. На этот раз я заказал шаурму “Искандер” на тарелке, суп-лапшу и “Греческий” салат. К шаурме подали мацони и два запеченных помидора вместо кетчупа - это было очень вкусно. Заплатив за все около 600 рублей я снова удивился демократичному прайсу и мы поехали отдыхать.

Впечатлившись сегодняшним развед-днем, красивым закатом в горах и утренними видами на заснеженные вершины Дагестана мы и представить себе не могли, что именно последний - третий день мото-разведки веломаршрутов в Дагестане станет самым красивым, самым интересным и самым эмоционально насыщенным!