Отчет о мото-разведке в Дагестане часть 1

Артём Коваль

Я давно посматривал в сторону Дагестана, как на потенциально интересный регион для проведения многодневных программ велотуров. Но главное, что меня останавливало - это огромное расстояние, которое предстоит преодолеть для того, чтобы туда добраться. В сети я смотрел на многочисленные отчёты о красивых местах Дагестана и постепенно подходил к мысли, что рано или поздно придется туда отправиться на разведку. Окончательно укрепить эту мысль получилось только продумав логистику через Владикавказ. Я подумал, что можно разделить путь в Дагестан на две части, добравшись сначала до Владикавказа, а затем продолжить путешествие через горы непосредственно в сам Дагестан. Большую помощь в подготовке к разведке по Дагестану оказал мой давний друг и коллега Рома Чернов из Новороссийска, который сделал несколько готовых GPS треков, рассказал о ключевых локациях, помог с выбором места размещения, а также рассказал о всяких экскурсионных объектах, которые стоит посетить. Ещё один человек, который оказал помощь в подготовке и сборе информации о веломаршрутах Дагестана был Илья Кругляк из Ростовского клуба "Катуха". Но самый интересный и волнительный был именно формат разведки. Вместо велосипеда я собирался провести разведку на эндуро мотоциклах. Здесь мне на помощь пришёл ещё один старый друг Никита Резниченко, который без колебаний предоставил двухсот кубовый двухтактный KTM, за что я ему безмерно благодарен. Подготовка была закончена, мотик ждал меня в сервисе, осталось выбрать погодное окно и в путь! И вот, в прошлую субботу я открыл РП5 и увидел, что всю будущую неделю в Дагестане теплая и солнечная погода. Решение было мгновенным - выезжаем в воскресенье после обеда!

Компанию в поиске веломаршрутов в Дагестане мне составил Илья Итин, у которого был четырёхтактный мотик, и мы договорились ехать в Дагестан на его пикапе. Загрузив вещи на задний ряд сидений, а мотоциклы в кузов пикапа, в воскресенье около 18:00 мы выдвинулись во Владикавказ. Дорога до Владикавказа очень хорошая и проезжается на одном дыхании. Примерно в 03:00 мы уже разместились в мотеле Мамисон, где обычно я селю группы во время велотуров по Северной Осетии, и легли спать.
В первый день развед-тура был запланирован переезд через Цей-Лоамский перевал в Ингушетии. Символичным было то, что разведка начиналась из села Чми на границе с Грузией, откуда обычно стартует программа велотура по Осетии, но только в противоположную сторону. Сразу за мостом через реку Терек мы попали на проверку документов и содержимого машины. Паспорт Ильи оказался не в лучшем состоянии. На посту нас отпустили, но не успели мы проехать и километра, как нас догнала патрулька и Илье выписали штраф за ненадлежащее состояние документа. Но нет худа без добра. Инспектор понял, что мы позитивные ребята, дал свой личный номер и впоследствии познакомил меня с местными эндуристами, которые катают в горах Ингушетии и знают классные маршруты, годные для велосипеда. По мере подъёма на перевал открывались потрясающие виды на горы Ингушетии. Масштабы поражали. Добравшись до Цей-Лоамского перевала, мы сделали остановку, немного пофоткали и сняли небольшое видео на квадрокоптер после чего отправились на спуск. Асфальтовый серпантин крутыми витками спускался в долину, и я сразу приметил классные срезочки, которые можно использовать во время велотура. Из окна машины были видны древние башни на склонах горы, но заезжать к ним мы не стали, так как хотели еще успеть посетить столицу Чечни - город Грозный.
Грозный встретил нас большим количеством машин, красивыми мечетями, широченными проспектами и странными вывесками.  Было время обеда, и мы решили перекусить в одном из национальных кафе. На обед был Жижиг-галнаш - чеченское национальное блюдо, которое приготавливается из говядины на косточке с галушками и чесночным соусом. Вкупе с салатом из свежих овощей получилось настолько сытно, что доесть все не удалось. Мечеть “Сердце Чечни” и “Грозный-сити” не произвели на меня сильного впечатления. Видимо надо было дождаться темноты, когда включается подсветка, но путь в Дагестан был не близкий и мы помчали дальше.
По прибытию в Дагестан нас ждал комичный и не очень приятный момент с забронированным ранее жильем. Выбирая место размещения я ориентировался на Яндекс-рейтинг и фотографии. Приехав на место, мы увидели недостроенное здание из которого торчала арматура. Ремонт был только на втором этаже в ряде комнат, а кухня представляла собой газовый баллон с печкой стоящий на улице под навесом. Удобства были на этаже и, хоть и никого кроме нас не проживало, мы подумали, что это не то, что мы бы хотели. На скорую руку нашли хороший вариант с пятью кроватями на двоих, кухней, охраняемым двором и потрясающим видом на Ирганайское водохранилище, заселились и легли спать.
Тут позволю себе отступление, касаемо всего жилья для туристов, что я видел в Дагестане. Сложилось такое ощущение, что всё жилье Дагестана - это наскоро построенные гостевые дома, которые наполовину недоделаны. Видимо, поток туристов в Дагестан, в связи с закрытыми границами, стал настолько тугим и скоротечным, что дагестанские инвесторы поспешили сделать всё максимально быстро и не всегда качественно. Например, несмотря на относительно хорошие условия, в которых мы жили, в ванной комнате не было раковины. Наружная отделка никого не волновала и на фасаде здания красовался голый шлакоблок со свисающими кусками цемента.
Продолжу.  Впереди был интересный насыщенный день. Нам предстояло разведать окрестности поселка Шамилькала. Было принято решение отогнать машину на финиш первого маршрута за 20 км от места проживания и оставить ее там, чтобы была возможность спуститься к ней на мотоциклах и долить топливо. Мы оставили пикап под присмотром охраны в селе Майданское и помчали на первый маршрут. Проехав по шоссе сквозь тоннель, мы начали подниматься по извилистому гравийному серпантину с красивыми видами на окрестности. Я представил себе, как красиво здесь будет  весной, когда будет проходить велотур. Поднимались мы не спеша, ведь до этого дня я управлял мотоциклом лет пять-семь назад, и по началу было трудно обуздать ретивую двухсотку Никиты, которая при малейшем повороте ручки газа уносила меня вперед с такой скоростью, что Илья оставался позади в клубах пыли. Управляя двухтактным мотоциклом, я словно вернулся в юность, когда профессионально занимался картингом. Ведь тогда в моих руках тоже был гоночный болид. Этот звук работающего мотора и спортивный дух Никитиного мотоцикла будоражили мою душу и дарили непередаваемое ощущение гоночного азарта. Очень важно было не совершить глупость упав где-нибудь и не травмироваться. Ведь проделать такой путь, находиться здесь и сейчас, получать такой кайф от управления и неудачно завалиться в каком-нибудь повороте было бы непростительно. Но каюсь, местами давал волю эмоциям, за что и поплатился в конце первого дня. Но об этом позже.
Первая смотровая над Ирганайским водохранилищем сразу дала понять - мы приехали сюда не зря. Дорога, по которой мы поднялись отлично подходила для заброски на машине, а вид со смотровой поразил меня своей красотой. Я сразу подумал, что теперь хочу показать это место клиентам велотуров и подарить им те же эмоции, что испытал сам. Сделав несколько кадров мы помчали вниз. Впереди был многокилометровый спуск по красивой дороге в село, где стояла наша машина. Описывать словами спуск не имеет смысла, скажу одно, управлять тяжелым мотоциклом на спуске не так просто, как велосипедом. Я старался применять все велосипедные навыки к управлению мотиком, но получалось не всегда. Где позволял уклон я катился накатом на нейтральной передаче с заглушенным движком и пытался прочувствовать работу подвески, тормозное усилие, где-то пускал в занос заднее колесо, в общем привыкал к доверенной мне технике.
В конце спуска Илья пробил заднее колесо ржавым гвоздем. Очень повезло, что это произошло прямо у шиномонтажки и мастер довольно быстро, но, правда, со второй попытки заклеил камеру и установил колесо на мотоцикл. Мы доехали к машине и пополнили запасы топлива. Предстояло сделать ещё один большой круг на Хунзахское плато, а еще посмотреть на водопады Тобот и Итлятляр. Я принял решение добираться до села Хунзах, не по асфальтовому шоссе, а через горы. Изучив карту, нашел подходящий маршрут. Мы проехали 6 км по шоссе и снова свернули в горы. Дорога шла по красивому сосновому лесу, пологим траверсом. На противоположном склоне виднелся большой аул. Я заметил, что из аула вниз уходила интересная тропа. Я остановился, чтобы посмотреть на карте, как называется село и куда могла бы привезти тропа. Достигнув высшей точки подъема мы въехали в небольшое селение с аутентичными дагестанскими зданиями. Дальше дорога пошла на спуск и стали открываться виды на соседнюю долину. Добравшись до очередного перевала мы полюбовались видами на петляющее внизу шоссе. Тут я заметил тропинку по хребту, уходящую вдаль. Конечно же, я горел любопытством посмотреть, куда она ведёт, и тут же устремился по ней вверх. Тропа шла к ретранслятору по узкому гребню. Я доехал по тропе до места, где она стала совсем узкой и шла прямо над обрывом. Развернулся и стал спускаться навстречу Илье. Илья сказал мне, что этот кусок ему тоже очень понравился, мы развернули мотоциклы и помчали вниз по тропе. Далее мы спускались по пыльному серпантину до асфальта. Затем доехали до села Итля, где стало понятно, что возможно топлива на спуск нам не хватит. Проблема была в том, что бензин Ильи не требовал доливки специального масла и он мог заправиться на любой АЗС. У меня же не было резерва по топливу, так как мне необходимо было специальное двухтактное масло, которое было только в машине, поэтому дозаправляться на обычной АЗС я не мог.
Из села Итля нам предстояло разведать второй веломаршрут по Хунзахскому плато со спуском в село Карадах. Прежде всего мы посетили водопад Итлятляр на окраине села. Солнце красиво освещало долину, воздушная пыль от водопада летела вверх раздуваемая ветром, дело шло к закату. Мы сфотографировали виды, немного перекусили и отправились вверх на окраину Хунзахского плато. Не сразу удалось найти необходимую нам дорогу, и проехав несколько километров мы уперлись в какую-то мусорку. Повернув влево, часть пути мы проехали по фрирайду несколько раз пересекая глубокие овраги. Затем взяв нужное направление и найдя необходимую грунтовку, двинулись на край обрыва. Вид с Хунзахского плато был просто потрясающий. Напротив нас была гора Маяк, внизу простиралась красивая долина, а склоны окружающих нас гор были усеяны посёлками с маленькими домишками. Уже на подъезде к верхней точке у Ильи случилась небольшая техническая проблема: сломался багажник, на котором крепилась канистра с резервом топлива. Мы перелили топливо в бензобак, закрепили канистру обратно и поехали вниз.
Наш путь лежал через аутентичный посёлок Батлайч с красивой мечетью и узенькими улочками, на которых мы едва нашли дальнейший путь. На выезде из села Батлайч, я переключил краник в положение “резерв”. У меня оставалось всего 1,5 литра бензина на многокилометровый спуск. Солнце клонилось к горизонту, когда мы начали спускаться в село Карадах. Не доезжая примерно 10 км до села Уздалросо мотоцикл заглох и стало понятно, что в цивилизацию по светлому я не доберусь. Мы приняли решение оставить меня одного продолжать спуск, а Илья отправится за машиной и заберет меня там, куда я смогу докатиться. Там где позволял уклон я катился накатом и так доехал до села Уздалросо, где спуск стал совсем пологим и начались подъёмы. Свернув не туда на одной из улиц, я уперся в жилой массив и увидел уходящую вправо лестницу. Мне ничего не оставалось, как пытаться спускаться по этой лестнице. Вскоре я понял, что лестница заканчивается калиткой и далее меня ждёт спуск по руслу высохшего ручья. Я оставил мотоцикл у калитки и прошёл немного вниз освещая путь фонариком смартфона. Тут я увидел, что остаток заряда батареи на телефоне 1%. Пройдя метров сто, я увидел уходящее вправо ответвление на какой-то проулок. Было понятно, что мне придётся спустить сюда мотоцикл и пытаться выбираться отсюда до цивилизации любым путём. Потихоньку спустив мотоцикл по камням, я вытащил его в переулок и в свете фары увидел впереди подъём. Ничего не оставалось делать, как затолкать стокилограммовый мотоцикл в этот подъём и смотреть, что же ждёт дальше? Выключив фару на мотоцикле чтобы не сел аккумулятор, я толкал мотоцикл в горах Дагестана в полной темноте по каким-то переулкам в непонятном направлении...
Где-то вдали я услышал лай собаки и стало понятно, что рядом есть жильё. За коротким подъемом следовал короткий спуск и ещё один более продолжительный подъём. Из последних сил затолкав мотоцикл в очередной подъём, я понял, что дальше этого сделать не смогу. Пульс был 160, я весь вспотел, хотелось пить, а воды у меня не было. Собака во дворе разрывалась лаем, и на крыльце одноэтажного дома включился свет. Хозяин дома окликнул меня: “Эй, земляк, ты чего там стоишь?” Мне на встречу вышел хромающий мужчина в возрасте и предложил зайти внутрь, попить чай. Я рассказал хозяину дома свою историю о том, что у меня закончился бензин, что я толкал мотоцикл в подъёмы и очень устал, что у меня нет воды и что на телефоне у меня 1% заряда батареи, и что если он выключится, мои друг Илья меня никак не найдёт. Хозяин дома оказался гостеприимным дагестанцем, у него было двое сыновей и жена, которая накормила меня пирожками и напоила чаем, я немного обсох зарядил телефон и отправил Илье геолокацию, в которой нахожусь. За чаем мы общались с моим спасителем: я расспрашивал почему не продают алкоголь? Чем они занимаются? И задавал разные вопросы, касаемые быта и жизни дагестанцев. Примерно через час приехал Илья на пикапе. Это событие произвело фурор среди сыновей хозяина дома, которые за то время, пока я у него гостил, собрали своих друзей и они с интересом наблюдали за тем, как мы грузим мотоцикл в пикап. Когда всё было загружено, я переоделся в сухие вещи, отблагодарил хозяина дома и его жену за гостеприимство и мы отправились ужинать в Шамилькала. На ужин мы заехали в турецкое кафе "Атлантида", где нам подали вкусные национальные блюда. Было очень вкусно и питательно, но больше всего нас удивил ценник на питание. Не смотря на то, что мы находились в туристическом центре Дагестана цены в кафе очень приемлемы. Мы вкусно поужинали и отправились отдыхать. Утром предстояло снять сломанный багажник с мотоцикла Ильи и отправиться в новый регион исследовать горный Дагестан.