Отчет о мото-разведке в Дагестане часть 3

Итак, наше путешествие в Страну Гор - Дагестан подходило к концу. Оставалось разведать всего один веломаршрут в окрестностях поселка Верхний Каранай. Читайте ниже третью часть отчета о мото-разведке в Дагестане.
Артём Коваль
Целью разведки была проверка заранее проложенного трека в село Чиркей, чтобы там завершить программу велотура и сразу отправиться во Владикавказ. Так мы и планировали сделать во время разведки: проверить дорогу для заброски, проехать веломаршрут, вернуться в гостиницу и сразу отправиться во Владикавказ, но наши планы немного изменились.
Удивительный факт, но в горах всегда просыпаешься рано, без принуждения и чувствуешь себя великолепно. Так было и в этот раз. Проснувшись в 6:00 без будильника мы наскоро приготовили вещи к отъезду, позавтракали и отправились в село Нижний Каранай, откуда планировали начать разведку на мотоциклах. Доехав в поселок примерно к 8:00 мы наблюдали картину “утро в деревне”: солнце едва касалось крыш деревенских домов, дымка тумана рассеивалась, хозяева дворов были чем-то заняты, водители самосвалов с ревом и копотью прогревали двигателя Камазов. Мы стали искать место, где оставить машину на день под присмотром. Подъехав к единственному магазину обнаружили дверь закрытой, хотя в графике работы было указано, что магазин открыт с 8:00. Сделали круг по поселку в поисках подходящего места, но ничего не нашли. Село было глухое и на первый взгляд, какое-то безлюдное. Тут я обратил внимание, что на карте в Maps.me отмечен какой-то гостевой дом. Тоже самое было и на картах Яндекс. Я набрал указанный в профиле номер, но мой звонок остался без ответа. Проехав по указанному в картах адресу, оказалось, что это дом расположен по соседству с закрытым магазином. Трубку не брали, но через несколько минут после того как мы подъехать к воротам, дверь дома открылась и к нам вышла хозяйка. Она разрешила оставить машину во дворе и ни в какую не соглашалась брать с нас оплату за стоянку. Ладно, мы уже к этому привыкли. Спросив у хозяйки: почему закрыт магазин, хотя график работы с 8:00, а нам надо купить воды в дорогу? Хозяйка пояснила, что в магазине воду мы не купим, и что она наберет нам воды в бутылки. Мы немного сконфузились от того, что нельзя просто купить питьевой воды в магазине, но потом поняли, что, наверное, здесь это нормально, так как из крана течет чистая вода и питьевую воду в магазине попросту никто не покупает.
Бензобаки наших железных коней были наполнены под крышку, двигателя прогреты, можно было отправляться на встречу новым приключениям! Погодка была шикарная: светило яркое осеннее солнце, а на небе не было ни облачка. День обещал быть максимально насыщенным и классным. Первой точкой нашей мото-разведки был “пик Гагарина” (1 910 м), с которого открывался шикарный вид на Сулакский каньон. Как только я поставил ноги на подножки мотоцикла, то сразу почувствовал, что к третьему дню окончательно привык к двухтактному другу, и что теперь мы с ним одно целое, поэтому подъем к пику Гагарина я штурмовал напористо и бодро, местами выкручивая ручку газа на полную. Да и местность позволяла разгуляться: мягкие травянистые склоны хорошо просматривались, уклон был комфортным и можно было не опасаться на скорости влететь в какую-нибудь канаву или камень. С ходу вылетев на пик Гагарина я был поражен открывшимися видами. Здесь Дагестан открылся моему взору во всей красе. Вдали виднелись заснеженные вершины, на переднем плане долины и хребты представляли собой клочок смятой в руке бумаги, а под ногами с высоты птичьего полета был виден каньон реки Сулак, переходивший в огромное озеро где-то вдали. Приехавший следом Илья тоже восхитился открывающимися пейзажами и сказал, что ничего красивей в жизни он не видел. Да, вид поражал даже искушенных горами гурманов. Мы снимали на дрон, фотографировали, но, конечно же, никакие фотографии и видео не передадут той красоты и атмосферы, что была в тот момент на краю пропасти над Сулакским каньоном.
Следующей нашей точкой был находящийся южнее пик Рогдомеэр (1 937 м). Путь к нему проходил вдоль обрывистых склонов. Ехать нужно было осторожно, так как тропа была едва видна в траве, а местами вообще терялась и нужно было двигаться по направлению. Илья остался фотографировать и снимать на квадрокоптер, а я отправился на разведку и поиски вариантов спуска на велосипеде с пика Гагарина. Проехав туда-обратно несколько раз по хребтам я не нашел толкового варианта для спуска, кроме той же дороги, которую мы использовали для подъема. Когда подъехал Илья, мы вместе поехали на пик Рогдомеэр. В принципе, вид с пика Рогдомеэр не сильно отличался от вида с пика Гагарина, поэтому мы начали спускаться по хребту, продолжая искать варианты для катания на велосипеде. Проехав около 500 метров по склонам я натолкнулся на хорошую тропу идущую вдоль русла сухого ручья. Посмотрев карту я понял, что это древняя тропа из села Гимра в Верхний Каранай, некогда связывавшая поселки. Тропа была классная и даже на мотоцикле удавалось довольно бодро спускаться. В одном месте тропа пересекала русло ручья, но я решил попробовать окунуться в настоящее мото-эндуро и поехать прямо по руслу, и это было эпично! Я ехал аккуратно и не рисковал, локоть еще помнил вчерашнее падение в ручей и завалиться снова мне не хотелось. В одном месте каньон ручья стал настолько узким, что руль мотоцикла едва помещался между скал. Затем я выехал к небольшому водопаду и остановился чтобы подождать Илью. Когда он подъехал на его лице был и гнев и восторг одновременно. Лицо было недоуменно округленным, мол нахера мы здесь едем? Но глаза горели от того, что это было круто и необычно пробираться по сухому руслу лавируя между скал. Снова посмотрев карту стало понятно, что нам осталось немного проехать по руслу и мы снова окажемся на той же тропе, по которой спустились в ручей. Я объехал небольшой водопадик, хотя сейчас понимаю, что прикольно было бы попробовать съехать прямо по нему. А Илья немного перебрав с оборотами в повороте скользнул передним колесом и упал на камни. Благо, все обошлось и через 200-300 метров мы выехали обратно на тропу.
Далее в планах было найти спуск в село Чиркей. Мы мчали по травянистым склонам во весь опор и скоро доехали до большой развилки. Посмотрев карту, я увидел рядом с развилкой еще одну обзорную площадку и мы не упустили возможность посетить видовую точку. Поднявшись к панораме я понял, что именно отсюда снято большинство инста-роликов с видом на Сулакский каньон и именно это место используют для встречи рассвета или заката приезжающие сюда туристы. В округе было много мест для палаток, а на одном из холмов стояла Нива и рядом с ней была палатка. Затем мы спустились на ту же развилку и я снова открыл карту. Судя по заранее проложенному треку, нам надо было спускаться в направлении села Нижний Каранай, где стояла наша машина, а затем взять левее, немного подняться и съехать к финишной точке в поселке Чиркей. С развилки было примерно видно куда нам надо двигаться, но в совершенно противоположном направлении ныряла в лес интересная дорога. Примечательной особенностью, за которую зацепился мой опытный взгляд, был относительно свежий след ковша грейдера, явно расчищавшего дорогу не так давно. Знаете, я словно сыщик, который ищет следы и улики оставленные на месте преступления, сопоставляет в голове все факты и всю имеющуюся информацию, вспомнил, что при подготовке к разведке Рома Чернов как то неясно рассказал, что якобы, местные пробили какую-то дорогу прямо на берег реки Сулак, привозят туда туристов и катают их на скоростных катерах прямо по Сулакскому каньону. Так, так, подумал я: нам нужно ехать совершенно в другом направлении, но тут явно свежие следы грейдера, явно недавно “пробивавшего” дорогу, времени у нас не так много, но любопытство и организаторское чутье разворачивают мой внутренний компас в неизвестном направлении. Доверившись интуиции говорю Илье о том, что надо разворачивать байки и ехать по этой дороге. Он недоуменно смотрит на меня, мол, мы же только что собирались ехать вниз в противоположную сторону. Я успокаивающе говорю, что если что развернемся и поедем, как планировали. Илья еще раз уточняет: а ты посмотрел на карте куда эта дорога ведет? Я отвечаю, что этой дороги на карте нет…
Мы разворачиваемся и начинаем спускаться по узкой грунтовке идущей все время вдоль обрыва. Траверс очень пологий, но изгибы довольно резкие и пару раз я оттормаживаюсь в повороте на критически близком расстоянии от обрыва. Дальше еду спокойней наслаждаясь видами и ликуя внутри всеми фибрами души, от того что послушал внутренний голос и свернул в противоположном направлении, отказавшись от намеченного плана. Дорога становилась шире и продолжала спускаться плавным серпантином. Вдали уже виднелся каньон смыкающийся скальными бастионами уходящими в голубое небо. Серпантин продолжал петлять по склону и пока не было понятно, чем же он закаончится? Когда стало видно водную гладь, появилась ясность, что спускаться еще достаточно много. К моему огромному удивлению дорога привела нас к шикарной базе отдыха с собственной понтонной пристанью, мангальной зоной, рестораном и вообще очень красивой территорией. Огромные ворота были распахнуты настежь, но никакой охраны и прочего персонала я не обнаружил. Оставив мотоцикл у ворот я прошел на территорию базы и ожидал увидеть там хотя бы собак, но и их не было. Пройдя вглубь территории практически до самого конца я увидел пару калош стоящих у двери одноэтажного здания. Вот, подумал я, там точно кто-то есть. И правда, когда я постучал, дверь мне открыл парень невысокого роста явно не дагестанец, а скорее опылившийся Дагестаном сибиряк. Лицо у него было поросшее редкой щетиной и говорил он очень тихо. Оказалось, что зовут его Денис и он из Иркутска. Я спросил: что за база, работает ли катер, который стоит у пристани и можно ли на нем прокатиться? Денис ответил, что ему нужно 10 минут и он нас прокатит на катере. Моему восторгу небыло предела. Тут как раз подъехал Илья и я сказал ему, что сейчас мы помчим на катере по Сулакскаому каньону. Он недоуменно посмотрел на меня, такого развития событий он точно не ожидал. Как это обычно бывает с Ковалем, приключения начинаются тогда, когда меньше всего их ожидаешь. Ехали, называется, ехали, и приехали)))
Денис оделся потеплее, вынес нам с Ильей два спасжилета и мы пробрались в катер через понтонную пристань. Кэп отвязал чалку, толкнул катер от причала и легко запрыгнул на нос. Мы с Ильей устроились на корме по разным бортам. Шкипер завел мотор и он мерно загудел бурля в воде. Катер начал выходит задом из пристани. Денис спросил: куда мы хотим прокатиться? Мы с Ильей не договариваясь ответили: там где красиво!  Кэп повернул катер носом к каньону и врубил форсаж. Катер стремительно мчал по речной глади, ветер был попутный и волн почти не было. Мы снимали видео на все что только только было доступно, мне кажется Илья вообще не выключал видеокамеру телефона всю прогулку. Улыбка не сходила с моего лица. Это надо же, зацепиться взглядом за край грейдированной обочины, поехать в противоположную сторону от заготовленного трека и через 40 минут нестись 60 километров в час по Сулакскому каньону в Дагестане, на катере управляемом чуваком из Иркутска. Серьезно?
Мы вернулись на пристань, рассчитались и от души поблагодарили нашего капитана за то, что согласился прокатить нас, чем доставил массу положительных эмоций. Я глянул на часы, было 14:00. По плану мы уже должны были закончить разведку и ехать в гостиницу. Связи не было и я подумал, что, наверняка, хозяин гостевого дома в Шамилькала уже нас разыскивает. Возвращаться на ту развилку, где мы свернули в противоположную сторону было не меньше часа и мы поехали без промедлений. Становилось понятно, что сегодня мы уже никуда не успеем и нам нужно будет оставаться в Шамилькала еще на одну ночь, а уже утром выезжать во Владикавказ.

Как только появилась связь, сразу пришли сообщения от хозяина. Я ответил ему, что мы были в горах без связи и что останемся еще на одну ночь. Разведав остальную часть маршрута мы вернулись к машине. Хочу добавить, что на спуске в Нижний Каранай, где стояла машина, мы поехали по очень классной рельефной грунтовке и именно на этом спуске я максимально кайфанул от управления мотиком. Даже Илья заметил и коротко сказал мне после спуска: ну ты раскатался. Да, я прямо поймал флоу, как на велике: ходом залетал на пригорки, проезжал по вертикальным стенкам, как по воллрайду и так далее. Короче, кайфанул напоследок от души.
Во дворе нас встретил хозяин и пригласил в дом попить чай. Отказываться было нельзя, особенно учитывая тот факт, что спешить уже было некуда. Мы загрузили мотоциклы, переоделись в чистые вещи и прошли в дом. У хозяина было две дочери и старший сын, которого не было дома. Младшая дочь была очень застенчивой и не поднимала на нас глаз. Только когда отец сказал ей что-то на дагестанском, она посмотрела на нас и поздоровалась. Старшая дочь была стройной девушкой в платке и тоже очень нас стеснялась. Она подала нам чай, поставила на стол варенье и кружки, не поднимая на нас взгляда. Мы пили чай и рассказывали хозяину о наших приключениях. В ответ на наше упоминание узкой дороги вдоль скал, он поведал, что, оказывается - это часть “дороги предков” некогда соединявшей равнинную часть с горными селами. Что позже был построен тоннель и “дорогой предков” перестали пользоваться. Но в последние несколько лет на средства жителей “дорогу предков” стали восстанавливать, так как путь через тоннель - это большой крюк, а “дорога предков” идет напрямую.

Вот, что я нашел об этом в интернете:
“Бузнаса нух — одна из старейших автодорог республики. Ее строили еще во времена царской России. В XVIII-ХIX вв. горцы в тяжелейших условиях без какой бы то ни было техники, кувалдами и другими подручными материалами, перевязавшись страховочными веревками, через отвесные скалы и вдоль реки Сулак по каньону пробили дорогу шириной два метра, которая служила кратчайшим путём связи высокогорного Дагестана с предгорьем и низменной частью республики. По этой дороге проезжал писатель Александр Дюма старший во время своего пребывания на Кавказе.
На некоторых участках этой дороги при проезде арбы одного быка заменяли людьми, поскольку не хватало ширины дороги, чтобы по ней прошли одновременно два быка. Дорога «Бузнаса нух» была самой короткой, бесперевальной и всепогодной. Проходила она вдоль правого берега Андийского Койсу до слияния с Аварским Койсу и далее по правому берегу реки Сулак через окрестности селений Верхний и Нижний Каранай, Верхнее и Нижнее Ишкарты до Темир-Хан-Шуры (ныне Буйнакск).
В 2014 году за счёт добровольных пожертвований жителей горных районов начата реконструкция «Бузнаса нух» и по сей день ведется активная работа.”

Хозяйка поставила перед нами большую тарелку с варениками и подала белый соус. Сквозь тонкое тесто внутри вареников была видна какая-то черная начинка. Медвежатина? - подумал я. Илья спросил у хозяина: Как называется блюдо? Он ответил: по-вашему вареники. Илья уточнил: а с чем? С крапивой - ответил хозяин, и стал накалывать вилкой вареники, окунать их в соус и класть в рот. Мы последовали его примеру. На вкус курзе с крапивой, так называлось блюдо по-дагестански, было похоже на водоросли нори, в которые заворачивают роллы. В общем, весьма необычно. Мы были довольно голодные и могли бы съесть всю тарелку, но соблюдая приличия я съел штук пять и сказал, что наелся. На самом деле, вкус водорослей, плюс осознание того, что ешь вареную крапиву не вызывало дикого аппетита. В беседе хозяин гостевого дома рассказал, что работает на севере вахтовым методом на пару с сыном, а когда находится в Дагестане, возит туристов к смотровой на Сулакский каньон, тоже поочередно с сыном. Поблагодарив хозяев за гостеприимство и возможность оставить машину во дворе мы стали прощаться. Тут во двор зашел пожилой сосед и сходу одарил нас дагестанской улыбкой сказав, что мы ему сразу понравились и что он, как только нас заметил во дворе, сразу решил зайти. Мы обменялись любезностями, пожелали друг другу доброго здоровья и договорились обязательно встретиться в мае будущего года во время велотура. Ин ша́’ Аллах - был ответ старца и мы с Ильей уехали в Шамилькала.